Звук в православном храме

Пространство православного храма наполнено звуками, которые распространяются по-особенному: в старинных соборах каждый шаг отдается эхом, а песнопения как бы витают под сводами, отражаясь от купола и стен, создавая наложения и отголоски.

Храмовое эхо придает звучанию особый колорит, создавая особое звуковое пространство, как бы отделяющее молящихся от внешнего мира. Однако долгое эхо – ревербация – в некоторых случаях может способствовать тому, что звуки «накладываются» друг на друга, и в результате не всегда удаётся разобрать слова, а звуки хора перекрывают друг друга.

Для того чтобы богослужение воспринималось верующими правильно и осмысленно, очень важно, чтобы речь и песнопения слышались отчётливо, а каждое слово было разборчиво, поэтому необходимо определить не только источники звука за богослужением, но и учитывать варианты его распространения в храмовом пространстве.

Содержание
  1. Источники звука
  2. Секреты старых мастеров
  3. Размещение хора
  4. Акустика в современных храмах
  5. Научный подход
  6. Примеры использования акустических систем в храмах

Источники звука

Источниками звука на богослужении являются:

  • священнослужители;
  • чтецы;
  • хор.

Священнослужители дают возгласы, читают Священное Писание, произносят проповеди на солее; в некоторые моменты богослужений и на молебны, панихиды или литии выходят в среднюю часть храма.

Чтецы занимают, как правило, постоянное место рядом с клиросом и священнослужителями; в отдельные моменты выходят в среднюю часть храма (чтение Апостола, Шестопсалмия и др.).

Традиционным местом размещения хора является клирос — место рядом с солеей. По Уставу, в Православной церкви принято антифонное (попеременное) пение, и два хора должны размещаться с обеих сторон. В Греции такое пение существует до сегодняшнего дня, в России с XVIII века двухклиросность видоизменилась: вместо двух равнозначных хоров, за торжественными богослужениями поют два хора:

  • «правый» (т.н. праздничный, поющий неизменяемую часть службы),
  • «левый» (т.н. обиходный, поющий, как правило, изменяемую часть).
Варианты размещения хор на клиросе

Секреты старых мастеров

Архитектура церквей, их форма, расположение стен, сводов призваны способствовать звуковой гармонии. При возведении древних русских церквей строители нередко поступались симметрией, эстетическими требованиями для того, чтобы в храме была хорошая акустика.

Зодчие учитывали, как правило, несколько факторов:

  • расположение и форму куполов;
  • размеры и форму алтарной конхи и других сводов;
  • материал и отделку стен;
  • конструкцию иконостаса;
  • расположение голосников-резонаторов.
Голосники в храма Святой Троицы в Хорошах (г.Москва)

Благодаря своей форме купол способен собирать рассеянные звуковые волны, концентрировать их и отражать вниз; таким образом создавалось впечатление, что пение хора изливается сверху вниз, как бы из горнего мира. Кроме того, высокий и широкий купол усиливал низкие частоты, так что пение басов приобретало особую насыщенность.

Свод алтаря (конха), как и другие своды, направляют звук внутрь храма, поэтому каждый свод «подстраивался» под свою резонансную частоту. Здание церкви тоже снабжалось многочисленными арками разного объёма, полуколоннами, нишами, «рассветами» (заглублёнными в оконные проёмы окнами). Всё это превращало пространство храма в «каменный орган», настроенный на максимально мощное и благозвучное звучание голосов разной высоты.

Стены церкви, принимая участие в формировании звучания, становились музыкальным инструментом. Как правило, в качестве материала использовали камень, кирпич или дерево. В первом случае толщина стен была не менее метра, во втором – более 35 сантиметров.

Внутренняя отделка стен также имела значение. Например, применяли мрамор, украшенный резьбой, поскольку он обладает важной особенностью: резные элементы способны устранять «порхающее» эхо и нежелательные резонансы, существенно улучшая акустику в храме. Стена каменного храма обычно покрывалась известковым раствором, росписи делались поверх штукатурки. Мелкая неровность стены, пористый раствор под разными углами отражают звуковые волны, поэтому звук становился богатым, получая мягкое, рассеянное звучание.

От материала и формы иконостаса зависит то, как именно он будет «работать». Он мог быть низким, «греческим» или высоким «русским», но при наличии резьбы, вынесенных карнизов и других объемных деталей звук не «улетал» вверх.

Русские церковные архитекторы не сразу научились создавать звуковую гармонию в храмовом пространстве, на это ушли столетия – самые древние церкви имели всего один купол.

Европейские архитекторы, привлекаемые для возведения русских храмов, начиная с XVII – XVIII веков, не понимая роли резонаторов и, видя в куполах лишний декоративный элемент, старались «облагородить» храмы симметрией, а иногда вообще предпочитали обходиться без них, отчего далеко не все церкви, возведённые в более поздний период, отличались хорошей акустикой.

Размещение хора

Возможно, это послужило одной из причин того, что на рубеже ХIХ – ХХ веков вопросами размещения хора в храме стали заниматься профессиональные музыканты.

Первой работой стала выпущенная в 1915 году книга регента, педагога, выпускника, а впоследствии сотрудника Синодального регентского училища, Николая Михайловича Ковина (1877 – 1936 гг.). В 1940 году увидел свет труд композитора Павла Григорьевича Чеснокова (1877 – 1944 гг.) «Хор и управление им», в котором этому вопросу также было уделено значительное место.

Н.М. Ковин (крайний слева), П.Г. Чесноков (крайний справа)

Акустика в современных храмах

Как известно, конец ХХ века стал временем возрождения церковной жизни, когда началась реставрация многих древних церквей и массовое возведение новых храмов во всех уголках России. Из-за нехватки средств, строительных материалов, недостаточной квалификации строителей и реставраторов далеко не все современные церкви могут блеснуть хорошей акустикой.

Зачастую стены делались из обычного бетона, нередко для отделки использовался гипсокартон – материалы, способные испортить звучание самого хорошего хора и искусного чтеца. Далеко не сразу были найдены и грамотные конструктивные решения – где-то звук «улетает» в слишком высокий барабан, где-то оказывается перекрыт уходящим под самые своды иконостасом.

Для многих, уже построенных и действующих церквей, проблема плохой акустики остаётся весьма актуальной, поэтому всё чаще прибегают к использованию систем звукоусиления и улучшения акустических свойств храмовых помещений и трансляции богослужений на прилегающую территорию.

Научный подход

В последние годы появились публикации и рекомендации на тему храмовой акустики. Наибольший интерес представляют научные, исторические, нормативные, методические и учебные материалы, разработанные архитектором Михаилом Юрьевичем Кеслером.

Архитектор Михаил Кеслер

Сегодня при создании акустического проекта храма в первую очередь составляется его компьютерная модель, учитывающая архитектурные формы и объемы, материалы, из которых построено церковное здание, перемещение духовенства и певчих во время богослужения.

Затем подбирается оборудование и производится установка техники на месте, её подключение, наладка и корректировка проекта в соответствии с полученным результатом. Арсенал технических средств постоянно пополняется: инсталляционные и беспроводные микрофоны, микшерные консоли и многое другое.

Примеры использования акустических систем в храмах

В Исаакиевском соборе Санкт-Петербурга, несмотря на имеющиеся голосники, пришлось применить акустические системы, выполненные в итальянском мраморе и структурированной латуни, удачно вписанные в его внутренне убранство. Подобная аппаратура используется и в московском храме Христа Спасителя.

Использование микрофона в храме

При возведении собора Новомучеников и Исповедников Церкви Русской в московском Сретенском монастыре уже на этапе его проектирования было включено множество новейших разработок для того, чтобы добиться равномерного и адекватного распределения звука не только в новом храме, но и на всей территории монастыря.

Инженеру-акустику необходимо иметь представление о структуре богослужения и устройстве храма. Только в этом случае правильно подобранная и установленная звуковая аппаратура гармонично усиливает и делает четче все оттенки песнопений и речи, преодолевая препятствия на пути к пониманию и вхождению в суть богослужения.

Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
guest