Венчание в Православной церкви является одним из самых значимых и торжественных моментов в жизни верующих. Этот обряд, который...
Классицизм в православной архитектуре
Русский классицизм – направление в русской светской и православной архитектуре, бывшее крайне востребованным в Российской империи в период с 1760-х годов и, почти до середины 1800-х.
Классицизм как архитектурный стиль, существовавший в Российской империи, разделяют на два основных подтипа – это Екатерининский классицизм и Александровский классицизм (Высокий классицизм), прозванные в честь императрицы Екатерины II и императора Александра I, при которых особенности соответствующих подтипов классицизма были актуальны. Так же можно выделить и последнюю фазу развития русского классицизма – Николаевский классицизм. Этот период ознаменовался упадком, вырождением стиля и переходом к эклектике, а так же поиском «национальных черт» в архитектуре.
Развитие Екатерининского классицизма датируется периодом 1762-1800 годов, а Александровский классицизм – 1800-1825 гг. Александровский классицизм от Екатерининского отличался большими размерами сооружений, а также большей роскошью в оформлении внешней стороны здания. Так же Александровская эпоха характерна появлением ампира – особого направления в классицизме.
Популярность и успех русского классицизма, имевшего наибольшее распространение в крупнейших городах Российской империи, в значительной мере были обусловлены имперскими амбициями государства, нуждавшегося в достаточно изящной, но при этом строгой архитектурной манере, нужной для успешной культурной экспансии в Европу.
Русский и европейский классицизм были визуально схожи, поскольку были основаны на зарекомендовавших себя архитектурных традициях Древнего Рима со всеми сопутствующими узнаваемыми декоративными и архитектурными элементами.
У русского классицизма было несколько ключевых особенностей, которым архитекторы-классицисты старались следовать в своих трудах:
Использование простых и геометрических форм и объёмов при проектировании;
Применение монументальных арочных и прямоугольных форм в конструкции;
Сбалансированная планировка всех помещений;
Сдержанные пропорции в форме и очертаниях здания;
Симметрия в форме и оформлении;
Чередование горизонтальных и вертикальных линий в оформлении;
Наиболее знаменательным примером Александровского классицизма считается Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) в Санкт-Петербурге, возведённый в период с 1801 по 1811 год по проекту архитекторов Воронихина Андрея Никифоровича и Колодина Ивана Фёдоровича.
А характерным примером Екатерининского классицизма в православной архитектуре является Троицкий собор Александро-Невской лавры (строился в период 1776-1790 гг.) в Санкт-Петербурге.
Конечной точкой – венцом развития русского классицизма принято считать Ампир (Поздний классицизм), произошедший из Александровского классицизма и обычно выделяемый историками и искусствоведами в отдельное направление русской архитектуры.
Классицизм как архитектурный стиль, существовавший в Российской империи, разделяют на два основных подтипа – это Екатерининский классицизм и Александровский классицизм (Высокий классицизм), прозванные в честь императрицы Екатерины II и императора Александра I, при которых особенности соответствующих подтипов классицизма были актуальны. Так же можно выделить и последнюю фазу развития русского классицизма – Николаевский классицизм. Этот период ознаменовался упадком, вырождением стиля и переходом к эклектике, а так же поиском «национальных черт» в архитектуре.
Развитие Екатерининского классицизма датируется периодом 1762-1800 годов, а Александровский классицизм – 1800-1825 гг. Александровский классицизм от Екатерининского отличался большими размерами сооружений, а также большей роскошью в оформлении внешней стороны здания. Так же Александровская эпоха характерна появлением ампира – особого направления в классицизме.
Популярность и успех русского классицизма, имевшего наибольшее распространение в крупнейших городах Российской империи, в значительной мере были обусловлены имперскими амбициями государства, нуждавшегося в достаточно изящной, но при этом строгой архитектурной манере, нужной для успешной культурной экспансии в Европу.
Русский и европейский классицизм были визуально схожи, поскольку были основаны на зарекомендовавших себя архитектурных традициях Древнего Рима со всеми сопутствующими узнаваемыми декоративными и архитектурными элементами.
У русского классицизма было несколько ключевых особенностей, которым архитекторы-классицисты старались следовать в своих трудах:
Использование простых и геометрических форм и объёмов при проектировании;
Применение монументальных арочных и прямоугольных форм в конструкции;
Сбалансированная планировка всех помещений;
Сдержанные пропорции в форме и очертаниях здания;
Симметрия в форме и оформлении;
Чередование горизонтальных и вертикальных линий в оформлении;
Наиболее знаменательным примером Александровского классицизма считается Собор Казанской иконы Божией Матери (Казанский собор) в Санкт-Петербурге, возведённый в период с 1801 по 1811 год по проекту архитекторов Воронихина Андрея Никифоровича и Колодина Ивана Фёдоровича.
А характерным примером Екатерининского классицизма в православной архитектуре является Троицкий собор Александро-Невской лавры (строился в период 1776-1790 гг.) в Санкт-Петербурге.
Конечной точкой – венцом развития русского классицизма принято считать Ампир (Поздний классицизм), произошедший из Александровского классицизма и обычно выделяемый историками и искусствоведами в отдельное направление русской архитектуры.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru