Венчание в Православной церкви является одним из самых значимых и торжественных моментов в жизни верующих. Этот обряд, который...
Истоки облика храма Благоразумного разбойника Раха
Церковь во имя Благоразумного разбойника Раха представляет собой, окружённый галереей, крестово-купольный храм типа «иже под колоколы», то есть является одновременно подколоколенным сооружением и рассчитана на 350 прихожан. В основу архитектурного образа храма положено особое направление развития древнерусской архитектуры конца 12 – начала 13 веков, когда, ещё не составляя общего русского архитектурного стиля, все древнерусские школы зодчества (в той или иной степени) почти единовременно перешли от статичных монументальных форм 12 века к башнеобразным, динамичным композициям построения объема, с насыщенными декором фасадами. Впоследствии этот период, это направление развития русского зодчества было названо Ворониным Н.Н. «Героической архитектурой» эпохи «Слова о полку Игореве», лебединой песней архитектуры домонгольской Руси. Именно это направление подхватила, собиратель русских земель – Москва, что воплотилось в создании ряда белокаменных храмов с башнеобразной композицией объема, горкой закомар-кокошников, в завершении увенчанных гордо вскинутой единственной главой на специальном постаменте. Одним из таких сооружений был храм Иоанна Лествичника, построенный в Москве в 1329 г и названный в летописи «иже под колоколы» – первый храм данного типа.
Итак проектируемый храм имеет в основе, квадратный в плане, объём 10 на 10 м (по внешнему промеру), перекрытый системой сводов (без внутренних опорных столбов), характерной для псковской архитектуры 14-16 вв. Cо всех сторон он окружён равноотнесенными, от стен главного объема, галереями, которые с восточной стороны призваны увеличить площадь алтарной части, имеющей снаружи плавный трехлопастной абрис алтарной апсиды. С остальных сторон, галереи, по средством больших арочных проемов, раскрыты в интерьер основного объема и, таким образом, увеличивают площадь молельного зала. При этом, в плане храм увеличивается до размеров 17 Х 23 м приблизительно. С запада к галерее примыкает ещё и трехчастный притвор, высота которого существенно ниже чем высота галереи. Основной же объём поднимается и над галереями и над алтарной частью. Его динамика и главенство в общей гармонии масс усилена трехлопастным завершением фасадов, в отличие от – позакомарного, более статичного завершения галерей. Венчается он высоким барабаном на специальном постаменте, окруженном ярусом закомар трехлопастного очертания, повторяющим подобное завершение фасадов основного объема. Барабан при этом является «ложным», то есть он не раскрыт в интерьер. Подчиняясь логике и традиции храмов «иже под колоколы» тёплый контур интерьера храма завершается объемом внутреннего барабана или лучше сказать светового фонаря, который снаружи скрыт за закомарами постамента «ложного» барабана и выдает себя только наличием окон в люнетах этих закомар. Венчающий же здание «ложный» барабан имеет в своем основании пояс сквозных закомар-кокошников, открывающих пространство яруса звона . При этом доступ звонаря на ярус звона отсутствует, так как звон будет осуществляться посредством устройства системы «электронный звонарь».
Таким образом храм представляет собой тип удлинённого, башнеобразного здания, где массы нарастают равномерно, от притворов и галерей через декоративный постамент к вытянутому барабану и куполу. Во избежание монотонности и однотипности повторяющихся элементов архитектуры, форме центральных закомар основного объема и постамента придана лёгкая килевидность, тогда как закомары притворов, галерей и, находящихся выше, сквозных кокошников яруса звона оставлены циркульными. Своим ступенчатым, нарастающим объемом, проектируемый храм напоминает Спасский собор в Полоцке зодчего Иоанна и псковский собор Троицы (оба второй половины-конца 12 века), но его башнеобразность усилена подъёмом здания на «подклетном» этаже с каскадом лестниц перед входными порталами . Его декоративный верх с ярусами закомар как бы видоизменяет композицию Черниговского храма Пятницы нач. 13 века, и шире, храмов чернигово-северского круга начала 13 века. Однако фасады лишены чрезмерной экспрессивной динамики как чернигово-северские или смоленский храмы. Вместо пучковых, многообломных и сложнопрофилированных пилястр здесь применены обыкновенные плоские лопатки. При этом в поле верха стен между лопатками присутствуют не циркульные дуги, соединяющие внутренние края лопаток и повторяющие контур карнизов по обводу закомар, а многолопастные арки. Этот мотив, проникнув из Полоцка через Смоленск в Новгород, стал узнаваемой чертой декорации храмов Новгорода, а затем и Пскова 14-15 веков. Многоступенчатость порталов и разнообразные бровки над окнами, сгруппированными по два и по три, тоже можно отнести к архитектурным приемам, как смоленской школы, так и, во многом усвоившей их (через постройки смолян в Новгороде), новгородской.
Подводя итог обзору идейного образа и истоков архитектуры проектируемого храма, необходимо отметить, что он соединил, в некой своеобразной редакции, черты раннемосковской архитектуры (как-то сам тип храма «иже под колоколы») с теми общерусскими архитектурными идеями, которые были рождены эпохой «Слово о полку Игореве», эпохой героической национально-освободительной борьбы, которая уже после монгольского нашествия возродилась для новой жизни в освободительной и объединительной борьбе Москвы и далее России.
Итак проектируемый храм имеет в основе, квадратный в плане, объём 10 на 10 м (по внешнему промеру), перекрытый системой сводов (без внутренних опорных столбов), характерной для псковской архитектуры 14-16 вв. Cо всех сторон он окружён равноотнесенными, от стен главного объема, галереями, которые с восточной стороны призваны увеличить площадь алтарной части, имеющей снаружи плавный трехлопастной абрис алтарной апсиды. С остальных сторон, галереи, по средством больших арочных проемов, раскрыты в интерьер основного объема и, таким образом, увеличивают площадь молельного зала. При этом, в плане храм увеличивается до размеров 17 Х 23 м приблизительно. С запада к галерее примыкает ещё и трехчастный притвор, высота которого существенно ниже чем высота галереи. Основной же объём поднимается и над галереями и над алтарной частью. Его динамика и главенство в общей гармонии масс усилена трехлопастным завершением фасадов, в отличие от – позакомарного, более статичного завершения галерей. Венчается он высоким барабаном на специальном постаменте, окруженном ярусом закомар трехлопастного очертания, повторяющим подобное завершение фасадов основного объема. Барабан при этом является «ложным», то есть он не раскрыт в интерьер. Подчиняясь логике и традиции храмов «иже под колоколы» тёплый контур интерьера храма завершается объемом внутреннего барабана или лучше сказать светового фонаря, который снаружи скрыт за закомарами постамента «ложного» барабана и выдает себя только наличием окон в люнетах этих закомар. Венчающий же здание «ложный» барабан имеет в своем основании пояс сквозных закомар-кокошников, открывающих пространство яруса звона . При этом доступ звонаря на ярус звона отсутствует, так как звон будет осуществляться посредством устройства системы «электронный звонарь».
Таким образом храм представляет собой тип удлинённого, башнеобразного здания, где массы нарастают равномерно, от притворов и галерей через декоративный постамент к вытянутому барабану и куполу. Во избежание монотонности и однотипности повторяющихся элементов архитектуры, форме центральных закомар основного объема и постамента придана лёгкая килевидность, тогда как закомары притворов, галерей и, находящихся выше, сквозных кокошников яруса звона оставлены циркульными. Своим ступенчатым, нарастающим объемом, проектируемый храм напоминает Спасский собор в Полоцке зодчего Иоанна и псковский собор Троицы (оба второй половины-конца 12 века), но его башнеобразность усилена подъёмом здания на «подклетном» этаже с каскадом лестниц перед входными порталами . Его декоративный верх с ярусами закомар как бы видоизменяет композицию Черниговского храма Пятницы нач. 13 века, и шире, храмов чернигово-северского круга начала 13 века. Однако фасады лишены чрезмерной экспрессивной динамики как чернигово-северские или смоленский храмы. Вместо пучковых, многообломных и сложнопрофилированных пилястр здесь применены обыкновенные плоские лопатки. При этом в поле верха стен между лопатками присутствуют не циркульные дуги, соединяющие внутренние края лопаток и повторяющие контур карнизов по обводу закомар, а многолопастные арки. Этот мотив, проникнув из Полоцка через Смоленск в Новгород, стал узнаваемой чертой декорации храмов Новгорода, а затем и Пскова 14-15 веков. Многоступенчатость порталов и разнообразные бровки над окнами, сгруппированными по два и по три, тоже можно отнести к архитектурным приемам, как смоленской школы, так и, во многом усвоившей их (через постройки смолян в Новгороде), новгородской.
Подводя итог обзору идейного образа и истоков архитектуры проектируемого храма, необходимо отметить, что он соединил, в некой своеобразной редакции, черты раннемосковской архитектуры (как-то сам тип храма «иже под колоколы») с теми общерусскими архитектурными идеями, которые были рождены эпохой «Слово о полку Игореве», эпохой героической национально-освободительной борьбы, которая уже после монгольского нашествия возродилась для новой жизни в освободительной и объединительной борьбе Москвы и далее России.
Источник статьи и контакты: arh-master.ru