Крестопоклонная неделя Великого поста. Значение Креста и крестного знамения.

Неделя вторая поста, святителя Григория Паламы
Март 23, 2019
Таинство Соборования
Апрель 4, 2019

Крестопоклонная неделя Великого поста. Значение Креста и крестного знамения.


Третье воскресенье Великого поста называется Крестопоклонной неделей.

Название ее происходит из того, что в субботу вечером по особому чину совершается поклонение Честному и Животворящему Кресту Господню, ставшему для нас «древом жизни» и открывшему вход в потерянное первозданным человеком блаженное небесное Отечество.

Вспоминая крестные страдания, которые претерпел Господь ради нашего спасения, мы должны сами укрепляться духом и со смирением и терпением продолжать свой постнический подвиг.


В восточно-христианской традиции особое место занимает почитание Креста как орудия казни, ставшего орудием искупления и символом победы над смертью.


В православной традиции встречается несколько видов изображения креста. Широко распространен простой четырехконечный крест, состоящий из двух перекладин: именно такой крест наиболее часто использовался в древней Церкви.


В русской традиции получил распространение восьмиконечный крест, где верхняя перекладина символизирует дощечку с надписью «Иисус Назарянин Царь Иудейский», а нижняя — подставку для ног Спасителя.


Иногда такой крест изображается на «Голгофе» — двухступенчатой подставке: на ней слева от зрителя размещено копье, которым был пронзен бок Спасителя, а справа — трость с губкой, которая была поднесена к Его устам.

Помимо этих символических изображений креста, в храмах нередко присутствует «распятие» — изображение Спасителя на кресте.


Несколько дней в течение года Православная Церковь посвящает поклонению Кресту. Это прежде всего Крестопоклонная седмица (з-я неделя Великого поста), праздник Воздвижения Креста Господня, а также еще ряд праздников, посвященных Кресту. Каждую пятницу и в дни Страстной седмицы за богослужением читаются каноны, посвященные Кресту Христову. Многие молитвы, читаемые за богослужением в Православной Церкви, обращены не только к распятому на кресте Иисусу, но и к самому Кресту Господню.

Православная Церковь сохранила древний обычай совершения крестного знамения за богослужением и в домашней молитве. Этот обычай восходит к раннехристианской Церкви: Василий Великий свидетельствует о нем как о неотъемлемой части древнего церковного Предания.


Крест Святой – это главное наше оружие против врага. Это спасительная тайна величайшего милосердия Бога по отношению к падшему человечеству.

Вспомним икону византийского стиля Воскресения Христова (она же «Сошествие Христа во ад»).

На ней Спаситель стоит на Кресте, под которым побежденный ад. Его оковы и ключи сломаны и разбиты.

Чем?

Распятием Христовым. Честным Животворящим Крестом он побежден на веки вечные.


Человек, который носит нательный крест, который крестится и молится, подобен доброму воину, встречающему врага во всеоружии. И он обязательно победит, как победил святой равноапостольный император Константин, которому явились на небе знамение Креста и слова: «Сим победиши».

Христианин, который не носит нательный крест, не крестится и не молится, подобен нерадивому беспечному воину, сложившему свое оружие и бродящему по полю, напичканному минами, в надежде не взорваться.


Будем же, братья и сестры, помнить, что мы на войне, особенно важно помнить об этом в Великий пост.

Мы – на духовной войне!

Но если мы находим свою опору, свое утешение в Кресте – в Распятии Христовом, то поражения у нас не будет.

Будет только полная безоговорочная и радостная победа.

Потому что крест – это ключ к Воскресению Бога и к воскресению каждого из нас.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Разговор WhatsApp